Статьи

Как выбрать коуча, чтобы не пожалеть?

Понятие «инфобизнес» стало ругательным. Под ним все чаще подразумевают некачественный продукт, и для этого есть все основания. Многие ошибочно относят к инфобизнесу и коучинг. И так же негативно на него смотрят.
Неудивительно: стоит ввести в поисковике «как стать коучем» — и вас одарят списком «работающих» вариантов. От рекомендации прочитать несколько книг до двухдневных или (реже) более длительных курсов. Существует множество людей, которые учат других коучингу, сами не работая при этом коучами! И вот когда их «выпускники» выходят на рынок, зачастую не имея ни должного опыта, ни элементарной базы — начинают страдать клиенты. Собственники бизнесов, руководители, управленцы. Можно ли проверить компетенции коуча за 10 минут? Да.
Но для этого нужно понимать путь, который проходит специалист, прежде чем называть себя профессионалом.

I. ОБУЧЕНИЕ

Коучингу не научат на экспресс-курсах. Как и в школах, нацеленных на подачу «широкого» спектра знаний. Базовый курс в Академии, где я обучалась, длился 8 месяцев. И это были месяцы непрерывной, интенсивной работы и они продолжаются до сих пор. Я не представляю, как такой объем информации можно освоить за несколько месяцев, не говоря уж про недели или дни.
Длительное обучение позволяет не просто сформировать представление о методе, освоить базовые модели и инструменты, но и приобрести ценные навыки и компетенции, а бесконечные практики-сессии помогают материалу закрепиться.

Поэтому: базовое обучение – не менее 6 месяцев.


II. ТРЕНИРОВКА «НА КОШЕЧКАХ»

Прежде чем идти в бой, нужно потренироваться. Инструменты и техники отрабатываются на практике. В роли «кошечек» выступают одногруппники. Реже – друзья, коллеги. Обязательное условие - обучение и практика проходит в присутствии супервизора – более опытного, уже практикующего сертифицированного коуча. ,уровня от PCC ( 2 Level ) до MCC ( 3 Level)
В моей Академии практическая отработка проходила в тройках: коуч, клиент и наблюдающий. После коуч сессии – следовал разбор: обратная связь по чек-листу, отмечалось, что получилось хорошо, определялись зоны роста. Потом мы менялись.
В этом процессе огромное значение играет то, что будущий коуч оказывается и в роли клиента. Это дает возможность прочувствовать на себе действенность индивидуального коучинга и эффективность техник, понять, как они работают, какие процессы и состояния запускают.
Если возникали вопросы и спорные моменты, они обсуждались с преподавателем или на учебной супервизии. Супервизия — это форма повышения профессионального мастерства через взаимодействие с более опытным, специально подготовленным коллегой. У нас супервизии проходили в групповом формате.
Поэтому: прежде чем начинать работу с клиентами, у коуча должно быть не менее 100 часов таких тренировок, а также опыт работы с супервизиром.

III. СЕРТИФИКАЦИЯ

Обычно обучение заканчивается экзаменом и выдачей сертификата. Школы, дорожащие своей репутацией, относятся к этому с полной серьезностью. Хотя, вынуждена признать, что это редкость.
Для множества школ высокий уровень компетентности выпускников не является приоритетной задачей. И сертификаты выдают всем, кто дошел до конца. Думаю, все понимают «ценность» такого сертификата.
Но в любом случае, наличие сертификата уже о чем-то говорит. Как минимум о том, что человек прошел весь процесс, отработал необходимое количество теоретических и практических часов. Невозможно сидеть год на занятиях, практиковаться и выйти при этом «нулевым».
Поэтому: к специалисту без сертификата идти точно не стоит! Но и того, у кого он есть, нужно проверять по другим критериям.
Главная страница